Воображариум Терри Гиллиама: главные фильмы режиссера

0
154

Сегодня, 22 ноября, режиссеру, сценаристу, актеру Терри Гиллиаму исполняется 77 лет. Талантливый визионер за годы карьеры оставил след в истории мирового кинематографа и поработал со многими знаменитостями. Гиллиам — один из самых противоречивых современных режиссеров, реакцию на его фильмы невозможно предугадать: одни с восторгом отзываются о его работах, в то время как другие крутят пальцем у виска после просмотра. Режиссер не раз подвергался резкой критике со стороны кинематографистов и в то же время получал премии на крупнейших Международных кинофестивалях. Творчество Гиллиама уникальное, местами сумасбродное, он один из тех режиссеров старой закалки, которые никого не копируют, ни кем не «вдохновляются», создают свой мир, балансируя на грани коммерческого и авторского кино. ELLE вспоминает лучшие картины сегодняшнего именинника.

Терри Гиллиам

ФОТОGETTYIMAGES

«12 обезьян», 1995 год

Считается, что идеей для создания фильма послужила игровая картина документалиста Криса Маркера. Однако Терри Гиллиам в интервью английскому кинокритику Иэну Кристи сказал, что он не видел так называемый оригинал, когда снимал «12 обезьян». Маркер позже довольно тепло отзывался о фильме Гиллиама и ни разу не упрекнул его в плагиате. «Воображение Терри богато само по себе, поэтому нет никакой нужды в сравнениях. Разумеется, на мой взгляд, «12 обезьян» — великолепный фильм», — говорил документалист. Главные роли в ленте сыграли Брюс Уиллис и Брэд Питт, последний был номинирован на «Оскар» за лучшую роль второго плана, а также получил «Золотой глобус» в аналогичной категории. Научно-фантастический фильм рассказывает историю недалекого будущего, в котором неизлечимый вирус уничтожил 5 миллиардов людей, а оставшиеся в живых ищут способ все исправить. Миссия спасителя человечества вновь досталась «крепкому орешку» Брюсу Уиллису, а точнее его персонажу, заключенному Джеймсу Коулу. Надеясь на амнистию, Коул скачет во времени, пытаясь предотвратить опасный вирус и найти виновного в его распространении. Нет смысла раскрывать все детали запутанного сюжета, скажем лишь одно: обязательно досмотрите кино до конца.

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 год

Экранизация одного из самых известных романов основателя гонзо-журналистики Хантера Томпсона. Работа над фильмом шла не совсем гладко: изначально сценарий писал Алекс Коко, но Гиллиам отказался от его версии и вместе с другим драматургом за 10 дней написал новую. Главных героев в ленте играют Джонни Депп и Бенисио дель Торо, их персонажи отправляются в Лас-Вегас на красной «Шевроле Импала». Все происходящее дальше трудно объяснить. Если коротко, герои переживают наркотические галлюцинации, постоянно находясь в бреду. После выхода скандальная лента с треском провалилась в прокате, а убытки составили 8,5 миллионов долларов. Киноманы распробовали фильм годы спустя, и своей уникальной бессмысленностью он завоевал любовь аудитории.

«Монти Пайтон и священный Грааль», 1975 год

1

О коллективе «Монти Пайтон» мир узнал еще в 1969 году, когда на канале BBC запустили телешоу «Летающий цирк Монти Пайтона». Благодаря новаторскому юмору, основой которого стали совершенно абсурдные ситуации, проект полюбился зрителем. Всего вышло несколько циклов передач и четыре полнометражных фильма, один из них — «Монти Пайтон и священный Грааль». Гиллиам выступил сценаристом и режиссером картины, при этом он является одним из шести участников коллектива «Монти Пайтон». «Священный Грааль» — полная британского юмора история о приключениях рыцарей Короля Артура в поисках священного артефакта. Любопытно, что фильм был снят при финансовой поддержке Элтона Джона, Джорджа Харрисона, а также участников групп Pink Floyd и Led Zeppelin.

«Страна приливов», 2005 год

Красивый бред Терри Гиллиама в «Стране приливов» получил преимущественно отрицательные отзывы критиков. Режиссер выпустил ленту вслед за голливудской сказкой «Братья Гримм», доказывая киносообществу, что он вовсе не продался толстосумам-продюсерам вроде Харви Вайнштейна («Братья Гримм» были созданы при участии компании The Weinstein Company LLC). Главная героиня фильма — девочка со сказочным именем Джелиза-Роза, которая убегает от жуткой действительности и «прыгает в свою нору», но по факту из бытового ада она попадает в не менее зловещий ад собственных фантазий. Воображение режиссера уничтожает здесь рамки морали и законы жанра, а Гиллиам испытывает зрителя на прочность. «Страна приливов» — не лучшее начало знакомства с творчеством режиссера, при этом одна из самых сильных его работ

«Воображариум доктора Парнаса», 2009 год

Сюжет рассказывает о докторе Парнасе, который дает зрителям своего шоу уникальную возможность пройти сквозь волшебное зеркало в фантастический мир. Во время работы над сюрреалистичной лентой ушел из жизни исполнитель главной роли Хит Леджер, на тот момент часть материала уже была отснята, но этого было недостаточно. Гиллиам не стал переснимать сцены с другим актером, а придумал альтернативу: по сюжету герой Леджера проходит через волшебное зеркало доктора Парнаса, и после этого момента его внешность меняется. В результате роль Тони доиграли Джонни Депп, Колин Фаррелл и Джуд Лоу. Критики оценили визуальную роскошь ленты, но довольно сухо отозвались о картине в целом.

«Бразилия», 1985 год

Сатира и антиутопическая фантастика, которая представляет собой полный хаос с непредсказуемыми поворотами и сумасшедшими декорациями. Фильм рассказывает о клерке мира будущего Сэме Лаури, который внезапно встречает девушку, которую постоянно видит в своих снах. Ради того, чтобы снова встретить ее, он решается сменить работу, где сталкивается с бюрократической системой, которая в прямом смысле угрожает жизни его новой знакомой. Антиутопия «Бразилия» стала классикой кинематографа и вошла в списки «Лучших фильмов всех времен» по версии нескольких журналов, включая Total Film и Time.

«Теорема Зеро», 2013 год

Одна из последних картин режиссера, те же сюрреалистичные пейзажи в современной графике, более привычной для массового зрителя. В актерском составе Кристофер Вальц, Тильда Суинтон, Мэтт Дэймон. В центре повествования эксцентричный компьютерный гений Коэн Лет, который бьется над неразрешимой теоремой. Фильмы Гиллиама не нуждаются в описании сюжета, потому что в итоге зритель все равно получит то, чего совсем не ожидал. Критики сошлись во мнении, что лента получилась неудачной, как и другие последние проекты Гиллиама. Несмотря на это, «Теорема» — неплохое начало для знакомства с творчеством режиссера. Визуалы особенно оценят флуоресцентную картинку, а другие смогут решит для себя, стоит ли им вообще погружаться в фантазии Гиллиама.

по материалам